Арслан хазрат об университете «аль-Азхар». (Курсы имамов в Египте)

Этот университет - не просто учебное заведение. Он являлся в прошлом и во многом продолжает оставаться сегодня сердцем мусульманского образования, центром, куда со всего мира стекаются те, кто стремится к приобретению знаний.
В январе этого года в столице Египта Каире в старейшем и наиболее престижном мусульманском университете "аль-Азхар" закончились курсы повышения квалификации для имамов.

Подобные курсы будут проводиться два раза в год продолжительностью три месяца. Предмет курса-"призыв к исламу", иными словами, проповедническая деятельность среди мусульман.

В этом году Международным департаментом Совета муфтиев России были направлены религиозные деятели России из Духовного Управления мусульман Поволжья на обучение, по данной программе.

О том, как проходило обучение в университете «аль-Азхар» и о событиях, происходивших незадолго до народных волнений, рассказал нам Арслан хазрат Тимербулатов, имам-хатыб махалля г. Маркс.

Арслан хазрат, поздравляем вас с окончанием обучения! Расскажите, пожалуйста, где проходили занятия?

Городок для иностранных студентов аль-Азхара, расположенный в районе Абассия находится в 20 минутах пути от аэропорта. Городок окружён высоким забором, внутри периметра которого, находится около 35 зданий, большинство из которых являются общежитиями для студентов, остальные – это здания администрации, столовые, душевые, библиотека, больница и другие.

Нас поселили в специально предназначенном для имамов корпусе, первый этаж которого был столовой, второй – для имамов из-за рубежа, третий – для египетских имамов, а четвёртый чаще всего пустовал, иногда там временно селился обслуживающий персонал.

Приблизительно в двух километрах от городка высятся два высоких минарета мечети Ар-рахман, которая была построена совсем недавно и, на данный момент являющаяся красивейшей в Египте, а может быть и на всём Ближнем Востоке. В 20 минутах ходьбы от городка начинается район Хусейн, прежде всего знаменитый двумя культовыми историческими постройками – это мечеть «аль-Азхар» и мечеть Хусейн. Туристов же в этом районе больше всего привлекает восточный базар. А для студентов… на каждом шагу книжные лавки, в которых можно найти совершенно разную литературу и всё по низким ценам – что ещё нужно для тех, кто всерьёз интересуется религиозной литературой на арабском языке. К примеру, я там приобрёл 4ёхтомник «Фикху-Сунна» Саида Сабика всего за 50 фунтов, что в пересчёте на наши «российские» - 250 рублей!

Как вы считаете, какое преимущество перед другими исламскими университетами имеет университет «аль-Азхар»?

«Аль-Азхар» - старейший в мире исламский университет, который не только сохранился до наших дней, но продолжает оказывать сильнейшее влияние на развитие мусульманской мысли во всём мире, несравнимое с каким-либо другим институтом. Основное преимущество университета и, может быть, причина, по которой он до сих пор играет такую значительную роль в мусульманской Умме – это плюрализм и рассмотрение широкого диапазона различных мнений. А это - важнейшие факторы для формирования Иджтихада, без которого многие мусульманские дисциплины были бы просто абстрактными науками, не имеющими никакого отношения к действительности.

Среди плюсов образования в «аль-Азхаре» нельзя не отметить его широту и разносторонность. То есть, обучаясь в университете, вы не получите узкое и однобокое представление по каким-либо вопросам, как это имеет место в некоторых других исламских учебных заведениях. Напротив, вы найдете большой спектр мнений различных ученых, что предотвращает появление фанатично преданных одной точке зрения мусульман и раскол на основе разногласий в вопросах фикха.

К минусам можно отнести не столько программу образования, сколько саму систему обучения. В ней мало порядка, отсутствует дисциплина, слаб также уровень материальной базы университета. Впрочем, это проблема не только «аль-Азхара», но, к сожалению, всей мусульманской Уммы.

Отличаются ли преподаватели университета высоким профессионализмом?

У «аль-Азхара» очень высокие требования к профессионализму преподавательского состава. Достаточно привести слова знаменитого проповедника Мухаммеда Хасана: «В «аль-Азхаре» такие учёные, учениками которых мы быть недостойны». Высший преподавательский состав – это доктора исламских наук, практики, которые помимо преподавания заняты широким кругом деятельности. Они не относятся к тому роду ученых, которые живут в башне из слоновой кости и глядят на мир через призму средневековых представлений.

Арслан хазрат, расскажите, как проходили ваши занятия, какова была система преподавания? Вы изучали классические исламские науки?

Курсы имамов (в нашем случае 87ые по счёту) длятся 3 месяца. Помимо традиционных для исламских учебных заведений наук - тафсир, хадис, жизнеописание пророка, таджвид, основы правоведения, арабский язык - мы изучали следующие предметы: роль и положение семьи в Исламе, Ислам и современность, исламская экономика, история мусульманского правоведения, вероубеждение и суфизм, вероубеждение и мусульманская этика, сравнительное правоведение.

В основном,обучение проходило в самом студенческом городке, в одном из корпусов, первый этаж которого был оборудован под классы. Занятия проводились в форме лекций, во время которых разбирались актуальные вопросы, в том числе касающиеся политики, экономики, экологии. Поэтому для прохождения этих курсов требуется основательное знание арабского языка (умение читать статьи в газете на вышеописанные темы), мусульманских наук, умение разбираться в различных направлениях в Исламе, иметь хорошее светское образование. В процессе обучения бесплатно выдавались книги, авторами которых являлись сами преподаватели. Помимо обучения на курсах, можно было также посещать уроки, проводимые имамами в различных мечетях.

Всего на наших курсах обучалось 22 иностранца: 5 –из Судана (один из них был журналистом, ещё один возглавлял центр по исламскому призыву), 2 – из Индии, 3 – из Пакистана (в том числе, муфтий одного из регионов Пакистана), 2 – Из России, 9 – из Нигерии, 1 – из Швеции (является одним из руководителей Исламского центра в Стокгольме). Параллельно с нашими курсами также проходили двухнедельные курсы для египетских имамов, прибывших в Каир из разных городов Египта.

Хочется отдать должное организаторам наших курсов, которые позаботились не только о нашем обучении, также была и культурная программа, а именно экскурсии по различным историческим местам.

По окончании обучения нам вручили 2 сертификата: один – о прохождении курсов вообще, а второй – о прохождении специальных курсов по исламской экономике. Также нам подарили одежду азхаровских шейхов. В Египте такую одежду могут носить только те, кто действительно обучался в Аль-Азхаре.

И в заключение, хотелось бы сказать об ошибочности мнения многих людей, которые предлагают отказаться от отправки студентов за рубеж. Глубокое изучение Ислама без выезда в арабские страны на сегодняшний день – утопия. Подготовка любого специалиста требует практического курса, максимально приближенного к естественной среде взаимодействия в данной сфере. Особенно это актуально в отношении арабского языка, без которого исламское образование ни в коем случае не может быть полноценным.

Как отражалось на вашем обучении недовольство людей властью? Как вы думаете, будут ли возобновлены занятия в октябре этого года?

Время нашего пребывания в Египте (с октября по январь 2011 года) пришлось на тот момент, когда в египетском обществе стали нарастать антиправительственные настроения, которые, как известно, вылились в масштабные манифестации в конце января 2011 года. Наши преподаватели, которые представляли собой срез интеллигенции египетского общества, намёками нам давали понять о своём недовольстве существующим режимом. Вслух говорить об этом было непринято, да и опасно.

Я надеюсь, что события, произошедшие в Египте, не повлияют отрицательно на учёбу в «аль-Азхаре», в том числе, они не должны будут сказаться на проведении курсов имамов в будущем. Наоборот, надеемся и просим Всевышнего, что те положительные реформы, которые, несомненно, теперь будут происходить в стране, также коснутся и системы образования.
Спасибо, Арслан хазрат, за интервью. Надеемся, что знания, приобретенные в университете "аль-Азхар" будут полезны вам и нашей умме!

Заявления имамов, желающих пройти обучение в университете «аль-Азхар» принимаются в МД СМР по адресу: 129090, Москва, Выползов переулок. 7, кабинет 307.
Телефон: 8926 511 58 17, 8(495)684 76 79, 8(495)684 7372 (доб.112,102)
e-mail: muslimstudy@gmail.com с пометкой "Обучение в университете «аль-Азхар»"

Пресс-служба СМР

Источник: http://itimo.ru/

Интервью