Сестры из Казахстана

В этом году в Институт теологии и международных отношений поступило много новых студентов. Растет интерес к вузу среди молодежи, расширяются факультеты, создаются новые престижные направления. Отрадно, что интересуются институтом не только в Дагестане, но и далеко за его пределами. В новом учебном году ряды студентов пополнились и двумя студентками из далекого Казахстана. Они этнические дагестанки, сестры близнецы Сапият и Супият Бамматказиевы. Сапият – студентка 1 курса факультета иностранных языков и журналистики, Супият – учится на 1 курсе факультета теологии и религиоведения. Они настолько внешне похожи, что даже родные иногда их путают.

Их предки были депортированы в 1936 году в период массовых репрессий в Среднюю Азию. (В общей сложности в странах СНГ проживают около 600 тысяч наших соотечественников).

Несмотря на выпавшие на долю вынужденных переселенцев испытания, они смогли сохранить свою культуру, язык, религию в том состоянии, в котором унаследовали от своих отцов и прадедов. Среди депортированных оказались многие потомки ученых-богословов, таких, как Алигаджи акушинский, Абдурахман-хаджи согратлинский, Мухаммадхаджи дибукинский и др. Все эти невзгоды закалили наших соотечественников, они выстояли в борьбе против физического уничтожения, духовной гибели – ассимиляции, сохранили родину в своих сердцах, в условиях жесточайших запретов и репрессий. По сей день, они несут свет культуры нашего края, передавая подрастающему поколению свои знания. Они яркий пример взаимопонимания, порядочности и поддержки в любой жизненной ситуации. Народная мудрость гласит: «Для народа нет смерти», смысл ее заключается в прочной связи будущих поколений народа со своими древними корнями.
Сестры Сапият и Супият любезно согласились побеседовать с нами и рассказать о своих впечатлениях и учебе в институте:

Насколько мне известно, в Казахстане выбор высших учебных заведений тоже немал, почему вы решили продолжать учебу в Дагестане, ведь от Казахстана сюда большое расстояние (около 3,5 тыс. км.)?

Сапият: - Изначально мы собирались поступать учиться в другие вузы - я хотела в медицинский, а Супият на факультет экономической географии. По набранным баллам мы могли поступить в вуз без экзаменов. Но нас смущало то обстоятельство, что у нас не будет возможности обучаться исламу. Конечно, в Астане и Алмате есть исламские институты, где можно было получить неплохие исламские знания, только обучение там идет по мазхабу имама Ханафи, и, обучаясь в исламском институте получить профессию в области светских знаний тоже нельзя.

Как-то раз, мама, вернувшись, домой из поездки в Дагестан, привезла с собой газету Института теологии и международных отношений. Там мы прочитали о факультетах, на которые можно было поступить учиться. Кроме того, нам понравилось, что помимо выбранной профессии, можно было обучаться основам ислама, чтению Корана и арабскому языку. Уже приехав в Дагестан, мы выбрали факультеты. Несмотря на то, что мы близнецы, направления в учебе у нас немного разошлись, я поступила на факультет иностранных языков и журналистики, а Супият на факультет теологии и религиоведения. Нам советовали поступать на один факультет, чтобы ездить на учебу вместе, ведь корпуса факультетов расположены далеко друг от друга и добираться нам приходится врозь. Но я настаивала на изучении языков, а Супият хотела больше знать о религии, и в результате каждый настоял на своем.

Как родные отнеслись к тому, что вы будете учиться далеко от дома?

Супият: - У нас большая и дружная семья, нас детей в семье шестеро. Узнав, что мы собираемся ехать учиться в Дагестан отец огорчился, он предлагал нам поступать в Астане или Алмате. Мы никогда с семьей надолго не разлучались. Подруги и соседи тоже отговаривали, в основном они ссылались на непростую обстановку на Кавказе, связанную с преступлениями и терактами, говорили, что в новостях оттуда почти каждый день показывают взрывы и убийства.
Но родители часто бывали на исторической родине и рассказывали, что в реальности информация из СМИ немного предвзятая и освещает только одну негативную сторону жизни республики. В Дагестане живет много наших родственников, одна из сестер вышла замуж в Шамхал-Термен. Приехав сюда, мы тоже убедились, что все не так плохо, и люди несмотря ни на что прилагают все усилия, чтобы сохранить мир в Дагестане.

Конечно, то, что нам рассказывала бабушка о Дагестане, немного разнится с тем, что есть сейчас, но ведь все меняется со временем и не стоит на месте, раньше все было по-другому. Кроме дагестанцев в Казахстане проживает много чеченцев, карачаевцев, балкарцев и других национальностей, но нам и в голову не придет делиться по национальному признаку, не то, чтобы между дагестанцами, но и всеми этническими кавказцами. У нас там говорят я с Кавказа, а не из Дагестана, Чечни или Кабардино-балкарии.

Какие отношения сложились между казахами и дагестанцами, возникают ли какие-либо сложности или конфликты?

Сапият: - Казахи миролюбивые и гостеприимные люди, гостю - особый почет, накрывают казахский дастархан. К Дагестану и дагестанцам относятся с большим уважением. Казахи и дагестанцы живут дружно, приходят на помощь друг другу в трудную минуту. Им очень нравится наш танец «Лезгинка», некоторые даже учат его, и танцуют не хуже наших. У казахов, как и у дагестанцев, своя древняя культура, отражающая их самобытность и особенность.

Говорят, за знаниями, если придется, нужно идти даже в Китай. Следуя этому хадису, вы преодолели немалое расстояние. Насколько оправдались ваши надежды, довольны ли вы учебой в институте?

Супият: - Нам здесь очень нравится, нравится учиться, получать знания об Исламе. Отношения со студентами сложились хорошие, появились новые подруги. В институте проходит много интересных встреч, мероприятий, алимы читают студентам поучительные проповеди. Хотим выразить особую благодарность преподавателям ИТиМО за их терпение и доброе отношение к студентам.

Пока мы всем довольны, а если что-то не получается, виним только себя, значит не приложили максимум усилий, упустили что-то. Конечно, первый курс – самый ответственный, нужно уделять много внимания учебе, чтобы потом не было пробелов в знаниях, наверстывать упущенное всегда сложно.

Какой предмет ваш любимый, и какой трудно поддающийся изучению?

Сапият: - Все предметы очень интересные, для меня трудных предметов нет, я не пропускаю ни одного занятия, особенно нравится исламская этика и арабский язык.
Супият: - мне тоже все интересно, самые любимые предметы это основы исламского вероучения, Коран и арабский язык.

Конечно, пока рано планировать свое будущее, но все-таки, кем вы видите себя в дальнейшем?

Сапият: - Согласно хадису Пророка (с.г1.в.с), какую бы работу не выполнял мусульманин, он должен делать ее добросовестно и хорошо, поэтому где бы не пришлось работать, мне хотелось бы не отходить от этой заповеди, и всегда соответствовать мусульманке.

Супият: - так как я учусь на факультете теологии и религиоведения, я хочу работать по своей специальности, связанной с исламом.

Спасибо вам за интересное интервью. Пусть учеба в институте будет для вас увлекательной, интересной и принесет вам пользу в обоих мирах и оправдает ваши надежды и надежды ваших родителей.

Интервью вела Патимат Магомедова.

Интервью