ДЖАННАТ СЕРГЕЙ МАРКУС: «ЯЗЫК ВРАЖДЫ СВЯЗАН С ПОВЕРХНОСТНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ВЕРЕ»

Вы задали довольно много колючих, провоцирующих вопросов. Я занимаюсь диалогом цивилизаций и при этом являюсь сторонником нашей цивилизации как евразийской. Цивилизации, в которой веками вместе живут славяне и тюрки, иранцы и финноугры, православные и мусульмане, шаманисты. Это я вкратце говорю о своем кредо. Чтобы объяснить, с каких позиций я буду реагировать на первую задиристую мысль.

Религия и толерантность, я думаю, это правильно поставленная задиристая мысль. Хотя, обидная для всех верующих, всех религиозных институтов. Но она является реальностью наших дней. Религиозность в России стала свободной только после 90-го года, и то эта свободность еще дискутируема.

В каком-то смысле, мы — подростки, которые осваивают многотысячелетнюю религиозную традицию. И отсюда — практически у всех — недостаток корневой глубины, духовной аристократии, внутренней духовной практики. Когда мы смотрим телетрансляцию, как проходит богослужение в ХХС, телекамеры безжалостно показывают, что большинство людей или не умеет молиться, или они занимаются чем-то другим. VIP-персоны занимаются в основном решением каких-то своих вип-проблем на религиозном фоне, и всё это печально.

Это говорит о том, что подлинной внутренней духовной практики не видно. Я не хочу сказать, что ее нет в православии, в Московской Патриархии. В маленьких сельских храмах, кельях монахов, простых не-вип-точках, там люди, воистину, предаются религиозной практике. А где религия ангажирована социумом в политических интересах, социальных, вот там мы и видим часто отсутствие толерантности.

Маленький пример: мы сейчас с вами разговариваем в Москве, в которой объявлена блестящая, крайне нужная программа по строительству 400 храмов для Православной Церкви шаговой доступности. Я бы эту цифру увеличил до 4000. Воистину, маленький приходской храм с живой теплой духовной практикой, с реальной христианской общиной, это и есть тот идеал, который нами потерян, тот идеал, который мы ищем. Но возникает вопрос: почему мы видим прямо противоположную ситуацию с мусульманскими мечетями? Недавно была снесена половина исторического татарского наследия мусульман Москвы — Соборная Мечеть. Мечетей крайне не хватает.

Источник: http://russiaforall.net
Об исламе